ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности:
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
- Креативное мышление.
- Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Документы
- Приказ Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.05.2019г. № 590/219
«Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» - Приказ ГБУ ИМЦ Пушкинского района Санкт-Петербурга от 15.10.2021г. № 162
«Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Пушкинского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»
Информационно-методические материалы
АППО СПб: Семинар для руководителей по включению в образовательную деятельность учителей-предметников заданий на формирование функциональной грамотности, метапредметных умений, а также использования заданий в формате PISA
АППО СПб, Кафедра начального, основного и среднего общего образования:
- Информационно-методическая справка «Анализ выполнения диагностических работ в формате PISA»
- Информация о научно-исследовательской и методической работе кафедры по данному направлению
Издательство Русское слово предлагает большой выбор видеоматериалов по функциональной грамотности, подготовке к ВПР и ГИА 9 – 11.
Группа компаний «Просвещение»: Функциональная грамотность. Банк заданий
Единый день функциональной грамотности в Санкт-Петербурге (январь 2022)
- Формирование функциональной грамотности школьников.
- Н.Ф. Виноградова, М.И. Кузнецова, О.А. Рыдзе Функциональная грамотность как планируемый результат обучения младших школьников
- Материалы лекций и мастер-классов по формированию функциональной грамотности
Страница Функциональная грамотность на сайте ЦОКО
Электронные ресурсы
1. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы):
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
2. Открытые задания PISA на сайте ФИОКО:
https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
3. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности:
https://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram
4. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям ИСРО РАО:
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
5. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
6. Банк заданий по функциональной грамотности:
https://media.prosv.ru/fg/
7. Страница на сайте ГБУ ИМЦ
http://imc-pr.spb.ru/?page_id=3688