ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Составляющие функциональной грамотности:

  1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  2. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
  3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
  4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
  5. Креативное мышление.
  6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
    — критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
    — осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
    — вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Документы

  1. Приказ Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.05.2019г. № 590/219
    «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
  2. Приказ ГБУ ИМЦ Пушкинского района Санкт-Петербурга от 15.10.2021г. № 162
    «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Пушкинского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»
  3. План мероприятий (дорожная карта) по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год в ГБОУ школа № 552 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Информационно-методические материалы

АППО СПб: Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности

АППО СПб: Семинар для руководителей по включению в образовательную деятельность учителей-предметников заданий на формирование функциональной грамотности, метапредметных умений, а также использования заданий в формате PISA

АППО СПб, Кафедра начального, основного и среднего общего образования:

Издательство Русское слово предлагает большой выбор видеоматериалов по функциональной грамотности, подготовке к ВПР и ГИА 9 – 11.

Группа компаний «Просвещение»: Функциональная грамотность. Банк заданий

Единый день функциональной грамотности в Санкт-Петербурге (январь 2022)

  Страница Функциональная грамотность на сайте ЦОКО

Электронные ресурсы

1. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы):
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

2. Открытые задания PISA на сайте ФИОКО:
https://fioco.ru/примеры-задач-pisa

3. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности:
https://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram

4. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям ИСРО РАО:
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

5. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/

6. Банк заданий по функциональной грамотности:
https://media.prosv.ru/fg/

7. Страница на сайте ГБУ ИМЦ
http://imc-pr.spb.ru/?page_id=3688